golovnie boliГоловные боли психологическая защита. Головные боли как психологический феномен.

Известно, что головные боли возникают у 70% взрослых.

Стоит задаться вопросом – почему возникают головные боли?

Головная боль - действительно причин может быть больше чем достаточно. Головные боли - это неприятности на работе, усталость, физиологическое состояние также метеочувствительность. На многое наш организм реагирует состоянием - головная боль.

В неврологии существует отдельная классификация которая распределяет головные боли в зависимости от причин возникновения, по характеру течения , прочее.
Действительно важно исключить большинство физиологических причин возникновения головные боли, что бы можно было думать о психологической составляющей вызывающих головные боли ( головная боль ).

Если мы исключили, или хорошо понимаем динамику возникновения головной боли по физиологическим причинам, то головная боль, которая не укладывается в основные неврологические симптомокомплексы имеет свою особую динамику возникновения, может заставить нас подумать о психологических причинах возникновения таких симптомов.

Итак, какова же психологическая подоплека - головные боли?

Если исключена физиологическая причина головные боли (или она хорошо понятна , не может быть в данный момент преобладающей), то можно приступить к изучению также наблюдению за собой, что бы обдумать следующие психологические моменты.

1. Есть ли на сегодня причины испытывать напряжение и сдерживать его?Следствие головная боль.
  2. Есть ли в Вашей жизни ситуации, которые вызывают у Вас агрессию, но по определенным причинам Вам не желательно ее проявлять как прямо так и косвенно?Следствие головная боль.
  3.  Испытываете Вы раздражение на кого либо, но должны контактировать с этим человеком долгое время без проявления таких эмоций?Следствие головная боль.

Если «да» то приступайте ко второму этапу наблюдения за собой – отмечайте динамику головные боли в зависимости от динамики контакта с напряженностью внутреннего конфликта с этими людьми также возможностью или невозможностью выразить также разрядить Ваши эмоции при разговоре с нейтральным собеседником.Устраняется головная боль.

Что у Вас получилось? Есть ли закономерности? Как Вы разрешаете такие противоречия?

Часто в обыденной жизни мы прибегаем к помощи друзей или близких, что бы справиться с такими эмоциями. Иногда это помогает на недалекую перспективу.

Психологические механизмы защит существуют у каждого человека. Описано около 10-12 часто применяемых механизмов защит. Это способ преодоления эмоционального напряжения. Каждый человек использует от 1-2 до 4-5 защитных механизмов. Есть мнение исследователей, что лучше адаптируется к ситуации тот, кто использует более зрелые механизмы психологических защит,а использует широкий арсенал при контакте с другими.Устраняется головная боль.

Все механизмы психологических защит работают с эмоциями вызывающими напряжение и пытаются перенаправить мысли и эмоции так, что бы скрыть причины и несколько уменьшить напряжение. Но сложность возникает в том, что многие эмоции могут быть скрыты от сознания и продолжать индуцировать напряжение. Временное применение психологических защит может иметь вполне адаптивный характер, когда же благодаря им проблема стирается из сознания и не разрешается- не устраняется головная боль – такой механизм становится патологическим и мешает нам адекватно реагировать на социальное окружение на свои эмоции и эмоции других.

Напряжение трансформируется в телесные ощущения – головные боли, боли в спине, боли в животе, напряжение и боль в горле – все это становится психосоматическими проявлением эмоций.

Поэтому головные боли как психологический феномен может быть причиной обращения к психотерапевту, При психотерапевтической работе анализируются причины симптомов, прорабатываются и корректируются механизмы психологических защит, разрабатываются новые модели общения без патологических способов выхода из сложных социальных взаимодействий.

Всегда поможет разобраться психотерапевт, невролог.