Пн-Сб с 8.30 - 20.00, Вс с 9.00 - 19.00 |

insult Доктор медицинских наук, невролог высшей категории Труфанов Евгений Александрович

Клинические проявления. Выраженность неврологического дефицита определяется обширностью зоны инсульта и эффективностью деятельности компенсаторных механизмов.
Темпы развития инсульта в значительной степени определяются особенностями патогенеза заболевания. Клинические проявления инсультов могут возникать моментально (в течение нескольких минут) или симптоматика может нарастать постепенно на протяжении от нескольких часов до 2-3 суток.

Ишемический инсульт может развиваться в любое время суток, однако чаще он развивается во время сна (под утро) или сразу после сна. В отличие от ишемического инсульта, кровоизлияние развивается, как правило, внезапно, обычно днём или вечером, в период активной деятельности больного, после физической нагрузки или психоэмоционального стресса.
Клинические проявления инсультов разнообразны и зависят от области мозга, в которой произошла ишемия или геморрагия (кровоизлия-ние).
Для клинической диагностики инсультов могут использоваться предварительные диагностические признаки быстрого распознавания инсультов, рекомендованные для использования министерством здравоохра-нения Великобритании и Американской ассоциацией инсультов.

Эти диагностические признаки рекомендуется использовать на догоспитальном этапе врачам скорой помощи, родственникам больных (не имеющим меди-цинского образования) и самим больным:

•  Улыбка. При инсульте может возникать асимметрия лица, что прояв-ляется кривой улыбкой и сглаженностью носогубной складки с одной стороны.
  • Слабость в руке. В случае нерезкой слабости при поднятии обеих рук одна рука опускается. В случае выраженной слабости больной не сможет поднять руку.
  • Нарушения речи, которое легко заметить, если поговорить с боль-ным. При этом может нарушаться артикуляция речи или способность понимать обращенную речь.

К другим проявлениям инсультов относятся внезапно возникшие нарушение сознания (оглушенность, сопор, кома), дезориентация, психоэмоциональное возбуждение, головные боли (чаще в затылке), тошнота, рвота, головокружение, нарушения координации, слабость или нарушение чувст-вительности на одной стороне тела, расстройства глотания и многие другие симптомы.
Небольшие по размерам ишемические инсульты головного мозга, образующиеся в клинически “немых” зонах, могут протекать бессимптомно и быть случайной находкой при проведении магнитно-резонансной томографии (МРТ).
Диагностика. Дифференциальная диагностика ишемического инсульта проводится в первую очередь с геморрагическим инсультом.
Диагноз инсультов основывается на клинической картине и требует подтверждения методами МР или КТ (компьютерная томография), а в случае их недоступности проводится спинномозговая пункция.
Без применения МРТ или КТ вероятность ошибки в дифференциальном диагнозе инсультов, даже в случаях типичной клинической картины составляет не менее 5%. В случаях атипичной клинической картины эта цифра значительно больше.
При подозрении на развитие инсульта необходимо срочно вызывать скорую помощь.
Лечение инсультов в остром периоде проводится в стационаре (неврологическое, сосудистое, нейрохирургическое, реанимационное отделения).
Эффективность лечебных мероприятий зависит от квалификации врачей, своевременной (или запоздалой) госпитализации больного, вида инсульта, обширности и локализации инсульта, наличия сопутствующих заболеваний, возраста больного и многих других факторов.
Задачами лечения инсультов являются достижение максимального восстановления, предотвращение развития осложнений инсульта и повторного инсульта, а также максимальное восстановление функции всех органов и систем организма и нормализация всех констант организма.
Следует помнить, что терапевтическое окно (временной промежуток, в течение которого лечебные мероприятия особенно эффективны) состав-ляет только 3-6 часов. Поэтому чрезвычайно важна ранняя госпитализация больного в стационар.
Прогноз. Летальность в остром периоде инсульта достигает 35%, увеличиваясь на 10-15% к концу первого года после перенесённого ин-сульта. Причина смерти в половине случаев – отёк мозга и сдавление моз-гового ствола, в остальных случаях – пневмония, сердечные заболевания, эмболия легочной артерии, почечная недостаточность, септицемия и др. заболевания.
Через 6 мес. после инсульта инвалидизирующие неврологические расстройства остаются у 40% выживших больных, к концу года у 30% больных.
Восстановление двигательных функций наблюдается преимущественно в первые 3-6 мес. после инсульта, однако улучшение координации, памяти, речевых функций, а также бытовых и профессиональных навыков может продолжаться в течение 2-х лет.
После развития инсультов большая часть больных, или умирает, или становятся инвалидами. Такие больные испытывают трудности при самообслуживании и нуждаются в постоянном постороннем уходе, и только небольшая часть больных (20-25%) возвращается к своей трудовой дея-тельности. Уход за такими больными является довольно тяжелой задачей. В связи с этим чрезвычайно важное значение имеет профилактика инсуль-тов, которая позволит значительно снизить риск их возникновения, а также улучшить качество и продолжительность жизни больного.
В постинсультном периоде наряду с медикаментозной терапией важное значение уделяется лечебной физкультуре и реабилитационным мероприятиям. В стационаре больной может быть обучен специальным лечебным упражнениям, направленным на частичное или полное восстановле-ние утраченных функций, а после выписки из стационара рекомендуется продолжать выполнять эти специальные упражнения в домашних услови-ях.
Профилактика инсульта. Основными методами предотвращения инсультов являются своевременные профилактика и лечение атеросклероза и гипер-тонической болезни. Важная роль уделяется лечению гиперхолестеринемии, заболеваний сердца, сахарного диабета и других заболеваний.
Большое значение имеют диета с низким содержанием холестерина (больше всего холестерина содержится в жирных сортах мяса, сале, яичном желтке, маргарине, сливочном масле и кондитерских изделиях), отказ от курения, активный образ жизни и снижение массы тела.

Время работы: с 8.30 до 20.00 часов без выходных
+38 (044) 483-483-4; (096) 43-43-848; (099) 558-48-34
Адрес: ул. Прорезная 10, Киев - 04050
• 3 мин. от м. «Крещатик»