Пн-Сб с 8.30 - 20.00, Вс с 9.00 - 19.00 |

dipresiya

Вертебро - базиллярная недостаточность или синдром вертебро-базиллярной недостаточности

В современном компьютерном мире, как у пожилых так и у молодых людей, очень часто появляются жалобы на головную боль, головокружение, шум в ушах. Что существенно снижает качество жизни людей.

Врач невролог МЦ «ЕВРОКЛИНИКА» поможет разобраться в причинах таких состояний и как избежать патологий, связанных с ними.

Во-первых расскажем о головном мозге.

Учитывая сложные функции мозга и еще более сложные механизмы, обеспечивающие их выполнение, этот орган нуждается в обильном кровоснабжении. Сосуды, питающие головной мозг, до входа в полость черепа располагаются в костном канале, образованном отростками шейных позвонков (позвоночные, или вертебральные артерии).

В нижней части ствола мозга два позвоночных сосуда сливаются в один ствол основной, или базиллярной, артерии. От этой артерии отходят ветви, кровоснабжающие ствол, мозжечок, затылочные доли головного мозга.

Ввиду особенностей анатомического хода позвоночных артерий, довольно часто в них происходит снижение кровотока, в результате чего развивается синдром вертебро-базиллярной недостаточности. Основу этой патологии составляет неадекватное потребностям мозга поступление крови.

Самой частой причиной развития вертебро-базиллярной недостаточности является сдавление позвоночных артерий в костном канале. Компрессия может быть обусловлена наличием грыжи межпозвонковых дисков, деформации позвонков костными наростами, остеохондрозом. Канал позвоночных артерий может быть деформирован вследствие подвывиха шейных позвонков. В последнее время симптомы вертебро-базиллярной недостаточности часто выявляются  у детей.

Причинами этому, как правило, являются врожденные особенности сосудов:

• неправильное отхождение позвоночных артерий,

• патологическая их извитость или недоразвитие (гипоплазия),

а также костные пороки:

• добавочное шейное ребро,

• аномалия Киммерли.

Кроме того, синдром вертебро-базиллярной недостаточности может возникнуть вследствие неправильного выполнения некоторых физических упражнений. Нередко причиной синдрома в школьном возрасте является нарушение осанки.

У людей старшего возраста основную роль в развитии вертебро-базиллярной недостаточности играет атеросклеротическое поражение сосудов. Также нарушение кровотока может возникнуть при закупорке просвета артерии тромбом.

Основные симптомы вертебро-базиллярной недостаточности :

Наиболее частыми признаками являются головокружение и шум в ушах. Головокружение обычно возникает периодически, может проявляться как в форме нечеткого дискомфорта (несистемное), так и в виде ощущения вращения предметов вокруг (системное). В тяжелых случаях головокружение сопровождается тошнотой, иногда возникает рвота. Шум в ушах может приобретать постоянный характер или появляться при движениях головы.

Еще одним симптомом, характерным для вертебро-базиллярной недостаточности, является головная боль давящего или пульсирующего характера. Обычно прослеживается локализация в области затылка.

Вследствие периодического нарушения кровообращения в бассейне базиллярной артерии возникают нарушения зрения: «туман» или «мушки» перед глазами, нечеткость изображений, снижение остроты; снижение слуха.

При прогрессировании заболевания появляются очаговые симптомы поражения головного мозга: нарушение глотания и речи, шаткость, внезапная слабость в ногах вплоть до падения.  Часто могут возникать обморочные состояния.

В результате хронического течения развивается астенизация, что проявляется слабостью, повышенной утомляемостью, раздражительностью.
Диагностика:

Симптомы вертебро-базиллярной недостаточности являются неспецифичными, такие же проявления встречаются и при других заболеваниях. Поэтому установление диагноза требует проведения комплексного обследования. При появлении жалоб и описанных выше признаков необходимы консультации терапевта (педиатра), невролога, ЛОР, ортопеда.

На сегодняшний день общедоступным методом инструментальной диагностики вертебро-базиллярной недостаточности является ультразвуковое допплеровское исследование сосудов шеи и головы. Метод обладает достаточной информативностью и при этом является безболезненным и совершенно безопасным.

С целью исключения органической патологии головного мозга обязательно проведение магнитно-резонансной томографии. По показаниям врачом-неврологом может быть назначена магнитно-резонансная ангиография.

Для установления возможной патологии шейного отдела позвоночника целесообразно проведение рентгенографии, а в некоторых случаях и компьютерной томографии.

Ваших детей осмотрит опытный врач детский невролог Лисица Виктория Викторовна, детский невролог высшей категории.

Время работы: с 8.30 до 20.00 часов без выходных
+38 (044) 483-483-4; (096) 43-43-848; (099) 558-48-34
Адрес: ул. Прорезная 10, Киев - 04050
• 3 мин. от м. «Крещатик»