detskiy nevrologПриступы боли в животе у детей – довольно частая жалоба. Безусловно, первыми специалистами, к которым следует обратиться за помощью, являются педиатр и детский гастроэнтеролог. Но что делать, если диагноз заболевания желудочно-кишечного тракта исключен, а малыш продолжает страдать от периодически возникающих сильных болей в животике? Возможно, причиной жалоб ребенка являются неврологические заболевания, требующие обследования у детского невролога.

Какие неврологические заболевания у детей сопровождаются болями в животе:

1. боль в животе эпилептического характера
  2. абдоминальная мигрень
  3. «психогенные» боли в животе

Атаки боли в животе у детей могут наблюдаться в виде ауры судорожного припадка или быть единственным проявлением эпилептического приступа. Эти боли в животе обычно имеют околопупочную локализацию с распространением в верхнюю часть живота (эпигастральную область). В большинстве случаев они длятся несколько минут, но могут продолжаться и несколько часов. В отличие от болей, вызванных воспалением желудка, боль в животе эпилептического характера не зависит от приема пищи. Эти боли могут сопровождаться расстройством сознания (заторможенность, замирание, отсутствие реакции на обращение), послеприступным сном, иногда – амнезией припадка. Для уточнения диагноза детский невролог назначает такое обследование как электроэнцефалография (ЭЭГ).

Еще одной возможной причиной периодических болей в животе у детей является абдоминальная мигрень. Эта форма характерна для детей 2-5 лет, у которых в последующем развивается типичная мигрень с головной болью. У таких детей обычно имеется семейный анамнез мигрени. Характерны однотипные диффузные или околопупочне боли, которые могут сопровождаться тошнотой, рвотой, побледнением лица и похолоданием конечностей. Длительность болей колеблется от получаса до нескольких часов.

При установлении диагноза абдоминальной мигрени требуется исключение эпилептической природы приступов, поэтому детский невролог обезательно назначает электроэнцефалографию ЭЭГ. Кроме того, в план обследования входит УЗИ сосудов головы (допплерография сосудов головы и шеи).

У детей школьного возраста и подростков часто возникают так называемые «психогенные» боли в животе. Они проявляются необъяснимыми болями на фоне личностных изменений или нарушений поведения в рамках невротических расстройств. Обычно у таких детей появление боли связано с неприятными психологическими моментами (посещение школы в целом или определенных уроков, выполнение домашних заданий, обязанности по дому и т.п.). Характерны пониженное настроение или раздражительность, ипохондрические проявления или истерические особенности личности, наблюдаются нарушения сна. Кроме консультации детского невролога таким детям может понадобиться помощь психолога.