sindrom-razdrazhennogo-kishechnikaСиндром раздраженного кишечника (СРК) у детей – это заболевание желудочно-кишечного тракта, которое носит очень полиморфный характер и проявляется запорами, поносами (чаще сочетанием того и другого), болями в животе (чаще приступообразного, спастического характера), метеоризмом.

В зависимости от переобладающих симптомов выделяют различные формы СРК, что определяет различный подход к лечению этого заболевания.

Что надо знать родителям! Рекомендации дает детский гастроэнтеролог Азнаурьян Елена Константиновна, ведущий специалист, врач высшей категории.

В детском возрасте синдром раздраженного кишечника носит функциональный характер и является следствием неудовлетворительного психо-эмоционального состояния ребенка (перенесенные стрессы, дефекты воспитания, неблагоприятная обстановка в семье, повышенная психо-эмоциональная лабильность), вегетативных дисфункций.

В раннем детском возрасте синдром раздражённого кишечника часто связывают с незрелостью желудочно-кишечного тракта, ферментативной системы, незрелостью ЦНС, других органов и систем.

Однако, иногда симптомы СРК являются проявлением более серьезной патологии -

• кишечной инфекции с последующим нарушением флоры кишечника (дисбактериозом),
  • глистной инвазии
  • инвазии простейшими (лямблиоз, амебиаз)
  • врожденной, генетически обусловленной, непереносимости определенных продуктов (лактозная недостаточность, глютеновая энтеропатия)
  • различных пищевых аллергий
  • патологии органов желудочно-кишечного тракта – желудка, желчного пузыря, поджелудочной железы
  • долихосигма, долихоколон (это врожденное удлинение различных отделов кишечника – проявляется упорными запорами) и других заболевания, связанных с анатомическими дефектами кишечника и его иннервации.
  • язвенно-некротического колита (у детей встречается крайне редко)

Поэтому, при наличии симптомов синдрома раздражённого кишечника (неустойчивого стула, поносов, запоров, их чередования, болей в животе, вздутия живота, неэффективных позывов на дефекацию, патологических примесей в кале) необходимо срочное обследование ребенка и консультация специалистов.

Исследования, которые могут помочь постановке диагноза:

• Общий развернутый анализ крови - покажет наличие или отсутствие воспалительного процесса, укажет на аллергическую природу заболевания
  • Копрограмма или копроскопия – особенно важна в детском возрасте, когда затруднены различные инвазивные методы исследования. Это очень информативное исследование (микроскопическое исследование кала) - даст возможность определить наличие воспалительного процесса в кишечнике, нарушения переваривания в желудочно-кишечном тракте, нарушения солевого обмена, желчеотделения, даст ориентировочное представление о наличии дисбактериоза.
  • Кал на яйца глистов и простейшие – позволяет выявить наличие паразитарной инвазии
  • Соскоб на энтеробиоз – для исключения инвазии острицами
  • Кал на дисбактериоз – бактериологическое исследование кала, позволяющее установить состояние флоры кищечника, «носительство» патогенной флоры.
  • УЗИ органов брюшной полости – позволяет выявить патологические изменения со стороны печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, селезенки, почек, мезентериальных лимфоузлов
  • Биохимические исследования крови – печеночные пробы, определение показателей жирового и углеводного обмена
  • Иммунологические исследования крови и других сред – слизи, кала (проводятся методом иммуно-ферментного анализа – ИФА) – позволяют выявить антитела к различным инфекционным и паразитарным агентам, к пищевым аллергенам
  • Специальные исследования: Фиброэзефагогастроскопия, рН-метрия, ректороманоскопия, рентгенологическое исследование кишечника, - назначаются при необходимости.

Специалисты, к которым следует обратиться за консультацией:

• Педиатр
  • Детский гастроэнтеролог
  • Психотерапевт
  • Может понадобиться консультация хирурга и невропатолога

Приходите, будем рады помочь Вам и Вашему ребенку.